Это Лос Андежелес. И мы здесь уже не первый раз: почти 6 лет назад уже заезжали, только совсем на чуть-чуть. В этот раз задержались надолго: жили в West Hollywood, как местные. Сначала меня немного пугало название района, я думала, что там туристы ходят толпами, горят неоновые вывески, сетевые магазины зазывают внутрь и бездомные ставят палатки в каждом переулке. На самом деле и ходят, и горят, и ставят, но только не в Западном Голливуде, а повыше. У нас на районе было спокойно: милые домики, обеспеченные еврейские семьи выгуливают детей в парке, каллы растут в палисадниках, люди по утрам идут на работу/йогу/с йоги/отводят собачек в собачий детский сад. Очень хорошо! Уютно.
Еще я все время ждала, что из-за угла выскочит какая-нибудь знаменитость, но ни разу не выскочила: сидят в своей дорогой недвижимости на холмах, наверное.
Последние несколько недель мы все время спорим чем хорош ЛА, а чем он плох, что кому нравится или не нравится. Спор довольно бессмысленный, это как спорить какое мороженое вкуснее: клубничное или, например, шоколадное. Но я расскажу о своих ощущениях. Даже непонятно, как действует эта американская магия, но она работает! Как только прилетаешь туда, кажется будто бы ты оторвался от всех проблем, забот, связей, и все это осталось на другом континенте и немного в другой жизни. Чувствуешь легкость и свободу. И хочется что-то такое сделать, начать, чего не делал никогда, хотя бы и в мелочах. Подозреваю, что все дело в оторванности страны от остального мира: большая политика большой политикой, а обычному американскому человеку вообще фиолетово что, к примеру, происходит в Германии. Ну правда, очень же далеко. Наверное это вредно - оставаться безразличным на протяжении долго времени, а вот изредка это просто каникулы для сердца.
И у нас были большие планы на эти каникулы. Немного музеев, немного пляжей, немного гор и одна пустыня. Начали с музея: снова поехали в Гетти, где мы уже были в прошлый раз. Но в Гетти так красиво и к тому же бесплатно, что сложно сопротивляться:
В Гетти была отличная выставка про средневековые предубеждения, шовинизм и расизм: мы посмотрели с Аней, а вот детям была скучно. Кира просто носилась кругами вокруг фонтана, пока ей не запретил охранник, а я смотрела на нее и вспомнила, что шесть лет назад ровно на этом же месте она ползала в подгузнике и ела кустарник у стены.
После музея мы ужасно хотели мороженого, и непросто мороженого, а именно GROM. Поехали до ближайшего GROM по навигатору, и до чего же мы удивились, когда он привел нас в гигантский торговый центр, где лавка с мороженым терялась среди сотен других магазинов. Потом мы уже не удивлялись таким вещам: в ЛА вообще куда бы ты ни пошел обязательно окажешься в торговом центре.
Следующие дни мы проводили лениво: просыпались, выходили в кофейню, подходили к знакомому собачьему детскому саду, пили кофе перед окном и обсуждали собак. Потом покупали нарезанные фрукты в био супермаркете Erewhon (мне кажется или он был самый дорогой в мире, во всяком случае дороже Whole Foods) и шли в ближайший парк, где лежали на траве и снова смотрели на собак.
Еще очень хотелось увидеть океан, поэтому в один из дней мы поехали в Малибу. Очень красивой дорогой, через горы и зеленые холмы:
Проехав мимо всех серферских длинных и ветреных пляжей мы свернули к маленькому Dume beach который оказался похож на все португальские пляжи сразу: океанские волны, утесы, жесткие растения с яркими цветами на склонах. Мы спустились вниз, а внизу оказалось раздолье для любителей скальных лужиц, то есть для Киры. Нашли в одной лужице удивительную живность ярко-фиолетового цвета, так и не поняли, что это было. Ну и целую кучу сухих лобстеров и крабьих лап.
Обратно ехали через пробки в Малибу, через весь ЛА, смотрели из окна машины как закатывается солнце и сумерки опускаются на город, и как пальмы очерчиваются черным на фоне неба, и это, конечно, фирменный лос-анджелесский вид, и смотреть на это можно бесконечно. Я на телефон, наверное, миллион фотографий подобных сделала.
В ЛА мы жили в очень уютном домике, квартира на втором этаже с огромной террасой и грилем, и видом на пальмы, голливудские холмы и соседние домики.
Мы с удовольствием пользовались террасой и устраивали на ней вечерние барбекю с друзьями, жарили сосиски и маршмеллоу. К слову сказать маршмеллоу мы нажарили в этой поездке столько, что на всю жизнь хватит. Хотя дети со мной наверняка поспорят.
Выходные проводили вместе с Олегом и исполняли детские мечты (как обычно). К примеру, Саша из-за своей увлеченности комиксами манга, очень хотела попасть в японский квартал и мы поехали. Поехали мы, как видно, тоже красиво:
У Киры в руке долларовая купюра, не спрашивайте почему, я не знаю.
Little Tokyo по сути своей тоже оказался торговым центром, только японским! Но Саша накупила себе комиксов и была счастлива. Также мы попробовали японские десерты моти, которые были миленькие на вид и совершенно чудовищные на вкус.
На следующий день поехали смотреть другие пляжи и летающих пеликанов. Посмотрели! Пеликаны летают очень величественно, как самолеты. И смешно немного тоже. Потом прокрались в пятизвездочный резорт и провели там весь день. У резорта оказался свой премилый частный пляж с настоящей пещерой и бегающими крабами. А вечером поужинали в том же резорте, где снова жарили маршмеллоу на костре, и слушали подозрительную живую музыку с соседней вечеринки. Возвращались домой через порт. Я думала после Гамбурга меня портом не удивишь, но этот был просто гигантский! Ночью выглядел как космический город из фильмов про далекие галактики.
Еще я очень хотела в обсерваторию, в Гриффитской мы были в прошлый раз, поэтому в этот раз поехали подальше в горы, в обсерваторию Mount Wilson. Дорога была очень красивой и сильно напоминала тенерифские серпантины, только более комфортный вариант: широкие и с бордюрами. Вообще по природе и погоде ЛА - это один-в-один Тенерифе; лето круглый год, внизу океан и серферы, наверху в горах снег, кактусы, авокадо и даже растения в палисадниках одинаковые.
Вот на таком серпантине кто-то попал в аварию, и мы вместе с другими машинами ждали, пока дорогу снова откроют.
В обсерватории было очень высоко, очень! На склоне лежали обгорелые деревья (в октябре там случился пожар, и нарушилась система доставки воды, поэтому кафе было полгода закрыто, и открылось буквально за день до нашего приезда). Горы были в дымке, и мы с Олегом спорили какая у дымки природа: это что-то натуральное или это смог от Лос Анджелеса?
Наверху было очень умиротворяюще. Мало людей, мы просто гуляли между сосен, читали памятки о гремучих змеях (после чего немедленно начали их бояться, теперь дети ищут их под камнями везде, даже в Берлине). Как выяснилось, обсерватория не очень-то функционирует: близость к городу мешает проводит исследования. Но есть парочка энтузиастов, которые за свои деньги ухаживают за некоторыми телескопами. Можно за пару тысяч долларов и самому в телескоп посмотреть.
Потом мы нашли место на обрыве горы, где можно было посидеть на стульчиках и посмотреть вдаль (вообще, люблю когда стульчики стоят на природе - это трогательно и удобно). Бывают такие места, где хочется стоять и смотреть и не уходить и молчать - вот это было из таких. Попробуй, правда, помолчать, когда рядом с тобой две очень активные девочки, одна из которых на самом деле не девочка, а Очень Храбрый Путешественник.
На этой же горе нам повстречался очень приятный мужчина, работник обсерватории. Он рассказал, что дымка, она же haze - явление природное, и его еще индейцы описывали. А пожар, который случился в октябре, был, наоборот, совсем не природный - это какой-то человек покончил жизнь самоубийством и выбрал вот такой жуткий способ. Хотя скажите какой способ не жуткий.
На горе очень хотелось есть, и, хотя местная кафешка выглядела очень кинематографично, приличной еды в ней не было.
Поэтому мы поехали в Silver Lake есть фо. Сильвер лейк вроде бы как считается модным районом, местным эээ Кройцбергом, поэтому мне было очень интересно посмотреть. Да! На одной улице дверь в дверь классные бары, кофейни, кафе и магазины - напомнилo главную улицу в амстердамском Pijp, только в Амстердаме все чистенькое и аккуратное, а в ЛА немного ушатанное, высокое, свободное. А вот фо из модного вьетнамского ресторана Blossom оказался скучнее фо из берлинского Umami, может, конечно, дело было в том, что я случайно сгрызла кусочек халапеньо (кто вообще подает к фо халапеньо) и на 10 минут выпала из реальности.
Потом снова началась рабочая неделя, и мы с девочками проводили время так весело, как могли. Валялись на траве и бегали в парке:
Без драмы, конечно, не обходилось: все-таки каждый день вместе не всегда получается проводить, жонглируя радугами.
А потом все же поехали в зоопарк!
Зоопарк в Лос Анджелесе очень похож на все остальное в Лос Анджелесе, в том смысле, что ты не можешь просто так зайти в него и увидеть зверей. Сначала мы простояли 30 минут в очереди на входе (где у меня была куча времени порассматривать американцев и туристов), а внутри еще довольно долгое время шли по аллее, где справа и слева на нас по очереди напрыгивали: магазины сувениров, лавки с попкорном, кафе с бургерами, палатки с чуррос, кафе с пивом и картошкой фри, тир, шарики и что-то еще, я все даже не запомнила. Когда у меня уже немного закружилась голова, начались, наконец, звери и птицы!
Детям очень понравилось, особенно смотреть на тукана и гладить козлов, а мне особенно запомнились растения.
Когда мы второй раз выбрались на пляж, там тоже было очень холодно. Мы немного расстроились, зато пляж был очень красивый. Из всех пляжей в черте города этот мне понравился больше всего: Manhattan beach. Всегда было немного людей, городок сам очень чистый, милый, холмы опять же! Куча приятных кафе. Красивый пирс.
Мы так замечательно провели там время: дети занимались скалолазанием, валялись на песке, а потом мы вместе ели пиццу на солнечной террасе.
А потом! Потом наступили выходные нашего большого приключения: мы отправлялись в национальный парк Джошуа Три, который находится в пустыне в двух-трех часах езды от Лос Анджелеса. Вообще-то я хотела поехать посмотреть Гранд Каньон, но он был слишком далеко, поэтому остановились на пустыне. И мы не просто так ехали посмотреть на кактусы, мы забронировали домик на краю национального парка, чтобы остаться с ночевкой. На фотографиях домик выглядел очень мило, а найти в той стороне милое и недорогое жилье практические невозможно, поэтому мы раздумывать не стали.
Как только покидаешь Лос Анджелес все вокруг становится похоже на другое кино: если в городе вспоминаешь полицейского из Беверли Хиллс, то в маленьких населенных пунктах приходят в голову все фильмы ужасов сразу. Выцветшие вывески, пыльные заправки на перекрестках, облезлые крыши и низкие покосившиеся домики - наверняка режут кого-нибудь бензопилой на заднем дворе.
Особенно жутко стало, когда закончилась асфальтированная дорога и мы поехали по песку через низкие кактусы искать свой дом. Нашли! Он оказался настолько милым и уютным, насколько вообще может быть такой домик в пустыне.
Внутри было очень много эзотерической литературы (другой, кстати, не было), несколько колод Таро, занимательная астрология в картинках, украшения из камней и прочее по списку. Идеальное место, конечно, чтобы вызывать духов или пить какую-нибудь аяуаску. Еще мы нашли там потрясающую настольную игру Better me, которую я теперь очень хочу купить, если бы она еще не стоила как самолет. Жаль, что день рождения прошел.
Пока мы бегали туда-сюда вокруг домика, Олег пытался наладить свет и газ. Это было очень непросто: настоящий квест с разгадыванием головоломок и подсказками на бумажках.
А еще Олег развел костер, где мы планировали жарить сосиски и, конечно же, маршмеллоу. Я приготовила пасту в обоженной и мятой кастрюльке (как в походе!), и мы вышли в закат с сосисками на палочках.
И тут завыли койоты. По-настоящему завыли! Где-то в холмах сначала один, потом другой, третий и так далее. Вообще-то хозяйка нас предупреждала еще на airbnb: "plenty of coyotes" было в описании домика. Всю дорогу до пустыни мы шутили про койотов и гремучих змей, а вот когда они завыли стало как-то не очень смешно. Поэтому мы стремительно дожарили маршмеллоу и убежали в дом. Надо сказать, что туалета в домике не было - он был на улице. Тоже миленький, с ковриком, органическим мылом для рук и полотенцами, но все же на улице. Поэтому туда мы ходили всей семьей и еще с фонариком. Мне все время казалось что из-за кактуса сейчас выйдет койот.
В конце-концов мы уютно устроились внутри дома и думали почитать книги или порисовать.
Так мы и сидели, пока внезапно не почувствовали, что из окна как-то очень сильно дует. Выглянув за дверь, мы обнаружили, что в пустыне начался самый настоящий ураган. Ветер был сумасшедший, все наши дерзкие планы с Олегом (уложить детей и посидеть у костра, посмотреть на звезды, которые в пустыне видно, кажется, все!) провалились, и мы просто легли спать под завывания ветра. Ветер не утих даже к утру, и нас ждало новое приключение: помыться на улице под холодным душем, который от ветра болтается в разные стороны. Но мы справились.
Попрощались с домиком и поехали дальше в пустыню. Планов было много, но для начала мы выбрали самый короткий трейл, просто чтобы прогуляться и размять ноги: Hidden Valley. Мы были в головных уборах, намазались солнцезащитным кремом, взяли с собой воду и очень гордились собой. Hidden Valley - это небольшая долина, заросшая деревьями джошуа и скрытая от глаз скалами. Дети, конечно же, захотели по скалам полазать и мы полезли вместе. И все время смотрели под руки и под ноги, чтобы не потревожить случайно гремучую змею.
Мы видели много пустынных растений! В путеводители говорилось, что вообще по весне парк цветет. Но как он цветет зависит от того, сколько было осадков зимой. Нам попалось несколько цветов кактусов (а также камень в виде головы бегемота), к примеру.
В итоге мы даже успели заблудиться в этой долине, и ходили там больше часа, выпили всю воду, вспотели и зажарились.
Поэтому, когда мы наконец выползли из долины, больше никуда лазать уже не хотелось и мы просто поехали смотреть вид. К счастью, до него не нужно было никуда идти, вид открывался прямо с парковки.
Мы немного спустились вниз и посидели на обрыве. Там тоже хотелось задержаться и помолчать немного, посмотреть вниз на марсианскую поверхность. Только дети увидели увидели бурундуков и побежали их преследовать, бурундуки бросились от них, мы побежали за детьми, и в итоге спокойствие, как всегда, было нарушено.
Потом мы ехали обратно очень долго, потому что была пробка на трассе, и в пробке мы мучительно выбирали приложение по доставке еды (такая же проблема, как в Берлине - слишком много вариантов, ребята) и в конце-концов купили рамен у дома. Рамен очень актуальный в ЛА! И гавайские poke bowls.
И бувально в этот же вечер, за раменом, я поняла, что осталась всего пара дней наших каникул, и загрустила. Чтобы не грустить, на следующий день мы снова поехали на Manhattan beach, только в этот раз была жара, и мы наконец надели купальники.
И снова ели! В кафе с видом на океан. Греческая забегаловка с пластиковыми стульями, но было очень вкусно. После ЛА дети очень полюбили два американcких блюда: mac'n'cheese и grilled cheese sandwich, и даже, знаете, сыр оранжевого цвета их не смущает.
И встретили Ксюшу с Матвеем и снова валялись на траве и ели арбузы и манго.
Благодаря Матвею мы даже смогли вырваться второй раз на свидание с Олегом вдвоем (первый раз мы были в Silver Lake во французском месте Cafe Stella, где Олег видел Эллен Пейдж и какого-то продюсера, а я выпила лучший коктейль в своей жизни, я не преувеличиваю, назывался он French Bath, и после него коктейли из берлинской ORA застревают в горле).
В этот раз мы решили прокатиться по Малхолланд драйв, посмотреть на город сверху.
Прямо на закате!
Красиво. Потом уехали аж на Venice Beach и ели там устрицы в милом баре. Кстати об устрицах: какие они маленькие и классные были в ЛА! Мы уже привыкли, что в Берлине устрицы чаще всего размером с лопату, и их от этого довольно неприятно и мучительно жевать (champagne problem, как говорит Надя), а вот в Лос Анджелесе они везде очень маленькие и очень вкусные. Еще мы хотели романтично посидеть на песке и послушать океанские волны, но на Венис бич на каждой лавочке спало по бездомному, и под лавочками иногда тоже, так что мы не решились их тревожить и просто уехали домой.
И наступило время прощаться. В аэропорту девочки совсем загрустили и расплакались, а я думала только о том, что впереди у меня 12-часовой перелет плюс пересадка в Москве, поэтому я не плакала, а собиралась с силами.
И вот мы дома, и уже скучаем по Лос Анджелесу. И, несмотря на то, что жить в нем не хотелось бы, надеемся вернуться в гости: к волшебным закатам, диким пальмам, летающим пеликанам, и супермаркетам, работающим до 12 в воскресенье.
Stay tuned!